«Плохое предзнаменование»: эксперт оценил суд с Украиной за $3 млрд

фото: morguefile.com

Международный валютный фонд принял беспрецедентное решение. Он всегда добивался финансового оздоровления своих клиентов через финансовую же дисциплину — а тут взял и все изменил. Теперь страна, не платящая по суверенным долгам, не теряет право на новые кредиты фонда. «Совет директоров согласился изменить нынешнюю политику нетерпимого отношения к просроченным долгам перед официальными кредиторами» — так охарактеризовал этот поворот официальный представитель МВФ Джерри Райс.

Эту неприятную, но ожидаемую для российского правительства новость в традиционном ежегодном интервью российским телеканалам прокомментировал премьер Дмитрий Медведев: «У меня есть ощущение, что 3 миллиарда нам не вернут, потому что жулики».

Понятно, что МВФ и США решили поддержать Украину, в проигрыше Россия, надеявшаяся добиться от Киева погашения долга в $3 млрд, иначе — дефолт соседней страны и отсутствие финансовой поддержки со стороны МВФ. Новая политика фонда становится избирательной. Она не означает, что страна, допустившая дефолт, автоматически может рассчитывать на новые кредиты. Все будет решаться индивидуально. Избирательное же право, по определению, уже не право, а политика.

С другой стороны, кредиты на правительственном уровне — это тем более политика. В документах 17 декабря 2013 года, оформивших российский кредит Украине в $15 млрд (а параллельно Киеву предоставлялись еще и ценовые скидки на газ), конечно, открытым текстом не говорилось о том, что условие всего этого — курс на сближение с Россией, а не с ЕС и НАТО, но если бы на деле этого не было, кредитная линия не была бы прервана на трех миллиардах, когда власть в Киеве сменилась.

В политике выигрывает не более правый, а более сильный или более умелый, тот, кто сумеет максимально эффективно использовать имеющиеся, в том числе в первую очередь политические и правовые инструменты. В дуэли на политических рапирах Россия проиграла. Ставка на солидарность кредиторов, а точнее, на их желание при любом политическом раскладе добиться прибыльного возврата своих денег, не сыграла.

В конце августа минфин Украины договорился о реструктуризации внешнего долга в $18 млрд с комитетом кредиторов, владеющих пакетом на $9 млрд. К $18 млрд были отнесены гособлигации 2005–2013 гг., включая выкупленные в 2013 году Россией еврооблигации на $3 млрд со сроком погашения 20 декабря 2015 года. Базовое условие реструктуризации — уменьшение долга на 20%, перенос всех долгов на четыре года.

А тем временем министр финансов Украины госпожа Яресько уверяет, что возвращать деньги России ей народ не велит. «Мы чувствуем в этом вопросе сильное давление со стороны народа, который выступает против возвращения этого долга», — говорит она.
Фото: minfin.gov.ua

Предложения, выдвигавшиеся Москвой, в эти условия не вписывались. Россия была готова на выплату $3 млрд в рассрочку за три года, без списания части долга и под гарантии США или первоклассного банка. США гарантии предоставлять отказались. МВФ также отказался увеличить свои кредиты Украине на $3 млрд и финансировать выплату долга перед Россией. По официальной российской версии потому, что кредиторы не верят в платежеспособность Украины. Но, скорее, отказ был обусловлен тем, что Россия получала бы лучшие условия, чем другие кредиторы.

Теперь Москва вынимает из ножен судебную шпагу. «В этих условиях нам не остается другого выбора, кроме как использовать все возможности защиты своих прав как кредитора. Мы готовим документы для обращения в суд», — заявил министр финансов Антон Силуанов. По условиям выпуска облигаций на $3 млрд, если Киев откажется от выплат, Россия может подать иск в английский суд или инициировать арбитражный процесс в Лондонском международном третейском суде (LCIA). Перспективы судебного разбирательства неясны.

Сложившуюся ситуацию можно рассматривать не только с политической или правовой, но и с макроэкономической стороны. В какой-то мере мягкость МВФ объясняется общей дешевизной денег в мировой финансовой системе, от которой Россия в значительной мере отгорожена санкциями. Но, во-первых, экономика — дама по-своему справедливая. Это не значит, что для нее нормы морали определяющие, это значит, что она всегда стремится к некоему балансу.

Созданный МВФ прецедент обязательно спровоцирует раздувание нового долгового пузыря. Можно только представить себе негодование греков, которым ЕС и МВФ долго и умело выкручивали руки, добиваясь под угрозой перекрытия кредитного крана соблюдения жестких финансовых условий. Чтобы сохранить лицо, МВФ придется дать послабления еще каким-нибудь странам, но, конечно, не всем желающим.

Во-вторых, эра иррационально дешевых денег, похоже, завершается. 16 декабря многие ждут повышения ставки ФРС США. А раздувание долгового пузыря, который коснется в первую очередь развивающихся стран, при дорожающем долларе, который будет означать отток капитала именно с их рынков, — плохое предзнаменование.

Николай Вардуль,

главный редактор "Финансовой газеты"

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.