фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Этo вoпрoс стaндaртoв для нaчaльнoй и срeднeй шкoлы; этo звучит скучнo, нo справедливо и для любого родителя: какие работы, как и всех авторов, всех детей по всей нашей стране будут читать обязательно, а какие — по выбору учителя из этой школы, в тот или иной район, город, село. Такой список, широко представивший наш великий классиков, таких, как обязательное ядро, так и в выборной части, долго обсуждали, учителями, методистами, родителями и, наконец, был принят и утвержден Министерством образования в 2016 году. Тем не менее потребовалось выяснить — как и из измерения поглощения студентов и образовательных программ. Министерство создало с этой целью рабочих групп экспертов по каждому вопросу, с задачей разработать предложения. Я работаю с группой экспертов по предмету «Литература», мы работали тщательно, подробно и ответственно, осенью 2016 года. до лета 2017 года, и не могут предположить, что дело обернется именно так.
Мы отправили в Минобр свои предложения; в течение нескольких месяцев я увидел на сайте министерства документ, который был очень далеко от них. Мы – семь из десяти экспертов, готовы были отозвать свои подписи, но решил сначала попытаться найти точки соприкосновения, то вопрос в целом. В июле прошлого года (вместе с экспертами – учитель Евгения Абелюк и литератором Александром Архангельским) встретился с уважаемого министра и его сотрудников. Придет на встречу и методист Сергей Зинин, и представитель одного издателя учебников «русское слово». Кажется, что-то было достигнуто. В частности, что утвержденный ранее список не ни расширяется, ни распределен по годам обучения: психологического возраста у детей разные, в некоторые учителя детям в 5-м классе можно прочитать «Ночь перед Рождеством», другие им трудно идти и «Уроки французского», в различных регионах есть свои традиции, в том числе и национально-культурные. Как все красить в один окоп? И почему? Нас тревожило, что слухи о готовящемся документ, в котором все произведения будут надежно закреплены для определенных классов. Один из участников обсуждения оправдано необходимости контроля изучение ключевых произведений именно в привязке к класса. Во время встречи мы несколько раз, в различных формах, спросил министр О. Ю. Васильевой вопрос: действительно ли такой документ готовится? Министр твердо сказал, что ничего подобного быть не может.
Теперь оказывается, что такой документ есть. И что он должен стать обязательным приложением к стандарту. Для детей, переезжая из региона в регион, изучали одного и того же материала. Проблема такая есть, но она решена совсем другое – детей, поменявших класса среди учебного года, административно-освободить немедленно включить в текущий материал.
Новый документ перегружать учеников нереально большой обязательный список и лишает их возможности вдумчивого чтения и глубокого поглощения становится единое образовательное пространство в области формального знания. Это не в интересах студентов и преподавателей, а в интересах контролер и сотрудник. Если все предписано от А до я, а затем управлять и контролировать, конечно, легче. Но вернется ли этот подход на наших детей, чтобы читать? Я боюсь, наоборот. И еще: это дистрибутив наполнен единый учебник литературы, который неизбежно будет трудным для некоторых, и примитивный для других. Когда В. В. Путин говорит о единый учебник по истории, он имел в виду недопустимость региональные версии единой истории, а не административный порыв всех сотрудников постричь под один размер подходит для всех.
Вывод мой простой: то, что документ был отправлен на доработку – хорошо. То, что срок для этого был выделен небольшой – плохо. На такой срок, чтобы изменить что-то невозможно, это будет штурмовщина, является крайне нежелательной вопрос национальной важности. Давайте подумаем над ситуацией, найти правильные решения. Классическому литературному наследию в школе не было никакой угрозы, оно было, есть и будет представлено в полном объеме. Угроза есть и для встречи ученика и книги. Исходить нужно из этого.
22 марта 2018