«Латание дыр»: антикризисный план правительства не спасет экономику

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Мeрoприятия плaнa, рaсскaзaл глaвa прaвитeльствa, сгруппирoвaны пo двум oснoвным нaпрaвлeниям — мeры oпeрaтивнoгo рeaгирoвaния и систeмныe мeры. В пeрвый блoк, пo слoвaм Мeдвeдeвa, вошли меры по поддержке ряда отраслей экономики и рынка труда, а также помощь региональным бюджетам, чтобы обеспечить своевременную выплату зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий.

Ко второму блоку, добавил он, относятся «законодательные инициативы, направленные на создание благоприятных условий для производства, для малого и среднего бизнеса». Эти меры, сказал Медведев, «рассчитаны на среднесрочную перспективу, часть из них должна быть запущена в условиях структурных преобразований».

Общая стоимость антикризисных мер — почти 470 миллиардов рублей. Крупнейшая статья расходов — предоставление кредитов регионам (310 миллиардов рублей), поддержка автомобильной промышленности (88,6 миллиарда), и поддержка инвалидов (около 30 миллиардов). На субсидирование ипотечных кредитов правительство потратит 16,5 миллиарда рублей.

Кабинет министров пока не нашел деньги, в частности, на проведение второй индексации пенсий во втором полугодии 2016 года, сохранение уровня лекарственного обеспечения граждан, поддержку производителей медицинских препаратов нижнего ценового сегмента (до 50 рублей) и на проведение дополнительных мер по импортозамещению в сельском хозяйстве.

Поможет ли антикризисный план спасти экономику, мы спросили у экспертов.

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по экономической политике: Насколько мне известно, индексация пенсий будет осуществляться, если цена на нефть пойдет в верх. Это хорошая мера в социальном смысле, но она не является мерой стратегического характера, которая изменяет структуру экономики. Хотя есть меры, которые могли бы стать структурными, например, поддержка экспортоориентированных предприятий несырьевого сегмента. Но заявки на такую поддержку в разы превышают средства, которые выделяются. На поддержку малых и средних предприятий, автопрома, производства скперджетов нужно где-то 1,5 миллиона в год дополнительных инвестиций. Доля инвестиций очень маленькая, ее надо наращивать. Причем экспорториентированные предприятия тут же будут приносить налоги в бюджет.

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, доктор экономических наук:

Во-первых, это не план, во-вторых, не антикризисный, и никаких проблем он не решает. Это просто меры, которые предусмотрены в бюджете. Все остальная кредитно-денежная политика проводится, чтобы загнать экономику в тупик. Ограничение бюджетных расходов, которые сократили доходы населения. Розничный товарооборот сократился. При этом нет налогового стимулирования инвестиционной деятельности, только повышение налогов либо квазиналогов, таких как система «Платон», повышение платы за бензин, увеличение кадастровой стоимости. Все это увеличение налогового пресса, который работает как демотиватор и дестимулятор. Реальные ресурсы Фонда национального благосостояния до инвестиций не доходят, потому что проектов и заявок нет. Все в лучшем случае перекладывают из одного банка в другой.

Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив, Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН: У меня отношение к этому документу довольно скептичное. В лучшем случае это латание дыр. Антикризисный план — это структурные реформы, а не оперативное реагирование на самые острые вопросы, которые видны с очень низкого горизонта планирования.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.