Казахстан-это урок для России

фото: Наталия губернаторова

России и Казахстане — странах с похожими условиями. И на протяжении нескольких десятилетий она была сформирована как ресурсо-ориентированной экономики, ориентированной на экспорт своих природных ресурсов. И создать мощную централизованную систему управления, соответствующие потребностям одной отрасли национальной экономики. Их интеграция происходит в рамках Евразийского союза, представляется логичным и, я бы даже сказал, естественно. Неудивительно, что сегодня мы сталкиваемся с похожими проблемами: падение цен на ресурсы привели к существенному замедлению роста, угроза серьезного кризиса, падения курса рубля и тенге; существенно снижается уровень жизни.

Кризис, как это часто говорят, — это не только период трудностей и окно возможностей. Для развивающихся экономик, но все признаки и Казахстан и Россия попадают в эту категорию стран в значительной степени связаны с интеграцией в мировую экономику, с привлечением иностранных инвестиций, с использованием новейших технологий, разработанных в развитых странах. С точки зрения этих особенностей, на мой взгляд, позиции Казахстана и России существенно различаются в двух аспектах.

С одной стороны, в Казахстане — стране, его потенциал не сравним с Россией, правительство с первых дней независимости, интеграция в глобальный мир в качестве одной из основных задач. На сегодняшний день более 60% нефти и 53% урана-это основные экспортные товары, произведенные компаниями с доминирующим иностранным участием. И мы не видим ничего плохого в ней нет, так как за годы независимости добыча нефти в стране выросла в 3,2 раза, и урана, и в 15 раз (в России, если я не ошибаюсь, добывают сегодня почти столько же нефти и газа, а также в СССР в конце 1980-х годов). Наши крупнейшие месторождения нефти — Тенгиз и Кашаган — разработаны международными консорциумами европейских, американских и японских компаний (только в Кашаган вложено более $45 млрд). Крупнейшими инвесторами в Казахстане являются Нидерланды, США и Китай (на их долю приходится почти 50% всех активов). В последние годы особенно бурное развитие сотрудничества с Китаем в создание новых производств и формирование сложных транзитных маршрутов, связывающих Западный Китай и Европа. Сегодня, китайские инвестиции в Казахстан не только в десять раз выше, чем российских инвестиций в нашу страну, но почти на 40% больше китайских инвестиций в России.

Россия, на мой взгляд, недооценивает важность иностранных инвестиций для экономического развития. Desanctions даже в те дни, когда они превысили $400 млрд, большинство из них (65%) были русские деньги, инвестирование через офшорные юрисдикции, и поскольку официально зафиксирован приток инвестиций в Россию сократился более чем в 40 раз на 2013-2015 годы. И России, если кризис продолжается экономической уйти в себя, сокращение торговли с остальным миром (Казахстан чувствует его через ограничения на транзит и поставку отдельных товаров) и ужесточают условия для инвесторов. Наоборот, у нас в Казахстане стремимся к максимальной прозрачности, полагая, что наши внутренние источники недостаточны для стабилизации экономики в условиях нефтяного кризиса. Именно поэтому мы считаем, что нашим преимуществом является тот факт, что объем накопленных прямых иностранных инвестиций в настоящее время приходится более 60% ВВП (в России в 2015 году — около 15%). Может быть, это причина, почему мы были в состоянии справиться с трудными ситуациями лучше, чем в России: в прошлом году Казахстанская экономика показала рост на 1,2%, а в России упал на 3,7% (в 2009 году у нас есть рост из той же 1,2 процента, в то время как в России был зафиксирован в 7,9% меньше).

С другой стороны, в России и Казахстане сегодня формируются противоположные векторы развития, если говорить о новых тенденциях в поведении нашей бюрократии. Как стороннему наблюдателю, мне кажется, что в последние годы в России наблюдается резкое изменение в настроении бизнеса — многие предприниматели считают лучшей для себя возможность за продажу или передачу своего бизнеса, для правительства и для ухода за чиновников и администраторов. В то время как бизнесмены и представители заняты, по сути, тот же вывод огромных ресурсов государства и создания подушки безопасности на случай усугубления кризиса. В Казахстане, однако в последние годы наметилась еще одна тенденция: все больше и больше бывших правительственных чиновников идут в бизнес, в основном, ориентированы на международное сотрудничество. Главное их преимущество, конечно, отношения и возможности для лоббирования своих интересов в государственных структурах, но в отличие от России здесь в том, что лоббизм-это не в сторону поступления денежных средств из бюджета и их развитие, и обеспечение максимально комфортных условий для привлечения иностранного капитала. Другими словами, казахстанские чиновники пытаются создать бизнес, привлечения капитала, и сегодня российские специализируются в основном на ее производство за рубежом.

Один из самых известных примеров перехода из политики в бизнес является Булат Утемуратов, который занимал различные должности в администрации президента Казахстана. Оставив государственную службу, бывший офицер сосредоточила свою деятельность в банковском секторе, горнодобывающей промышленности и металлургии, по радиосвязи, и гостеприимства, что позволило ему попасть в рейтинг самых богатых людей, Форбс Казахстан. Для большинства проектов партнеров были Утемуратов иностранных предпринимателей и инвесторов.

Незадолго до прошлого марта парламентских выборов, генеральный секретарь правящей партии «Нур Отан», топ-менеджер крупнейших государственных корпораций Кайрат Сатыбалды ушел со всех официальных должностей в Фонде Алатау капитал Инвест. Компания выбрала в качестве стратегического партнера по привлечению инвестиций известных западных Фонд показывает Восток Кэпитал Партнерс; согласился для инвестиций более 7 млрд. тенге китайский Китай Национальный механизм развития находятся в зачаточном состоянии в Казахстане автомобильный кластер; это будет одним из основных партнеров создан в Астане международного финансового центра. Конечно, наличие такой партнер может обеспечивать взаимодействие инвесторов в особые условия, но я хочу подчеркнуть, что перевод чиновников в бизнес начинается сегодня в Казахстане, на разных уровнях и, вероятно, принесет массу масштаба (в России, насколько я знаю, сравнимый только были проходы Германа Грефа и Игоря Сечина из правительства в Сбербанк и «Роснефть» — но обе компании являются частными, оставаясь под надзором).

Мне кажется, что сходство как преимущества, так и проблемы, которые существуют в Казахстане и России, является серьезной основой для выработки российской политики, чтобы учесть некоторые элементы из Казахстанского опыта. В качестве партнеров в Евразийский союз мы должны учиться друг у друга — и сегодня Казахстан-это страна, активно вбирать в себя элементы как Европейской, так и азиатской (Китай и Ближний Восток), опыт работы в условиях реформирования экономики и повышения открытости и инвестиционной привлекательности. Этот опыт, я убежден, могли бы помочь России справиться с экономическими проблемами, которые сегодня происходят все более и более явно (и на преодоление которых казахи были заинтересованы не меньше, чем россиян). Наличие влиятельных экс-чиновников и политиков на открытии экономики и увеличения инвестиций трудно переоценить — в том числе потому, что это единственный posotrudnichat с иностранным бизнесом и только побывав в шкуре предпринимателя, сможете понять потребности бизнес-сообщества и начать реформировать страну в сторону современного правового государства.

Ну, некоторые существенные отличия от Казахстана, России должны, на мой взгляд, вам не нужно подчеркивать наши различия, но и дать повод задуматься о том, как с наименьшими потерями продвигаться на наш общий путь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.