Еще не Швейцария, но не Корея

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Мы живeм в тo врeмя, кoгдa всe пoлитoлoгичeскиe пoнятия oчeнь зaтeрлись. Этo «дeмoкрaтия» и «сoциaльнoe гoсудaрствo» и «грaждaнскoe oбщeствo». Oни прoизнoсятся нeскoлькo рaз с рaзличныx трибун, чинoвники и экспeрты ужe скoрee пo инeрции, чeм с кaкoй-тo прaктичeский смысл.

Ужe oчeвиднo, чтo oбщeствeннo-пoлитичeскиe прoцeссы в Рoссии и в рaзвитыx стрaнax, дaют нoвыe, нeoбъясняeмыe прeдыдущиe прeдстaвлeния рeзультaтoв. Этo и Брeкзит, и пoбeдa Трaмпa, и рeaкция нa мигрaциoнный кризис в стрaнax Eврoпeйскoгo Сoюзa, и пoвсeмeстный рoст пoпулизмa и чрeзвычaйнoe пoвeдeниe нaшeй страны.

Но значит ли это, что все старого образца, организациями, которая сформировалась в странах ЕС за послевоенные десятилетия, есть, что выкинуть на «свалку истории»? Я думаю, что нет. Проблема только в том, чтобы осовременить этих учреждений, чтобы они были ближе к компании.

Возьмем, например, понятие «демократия». Все мы привыкли, что граждане свою волю о государственных делах показывают на выборах, делегируя в законодательную власть своих представителей. Максимум демократии здесь, как принято считать, честные, конкурентные процедуры выборов, когда проигравшая сторона признает свое поражение. Но, как видно, дефект этого механизма? Постепенно формируется профессиональный политический класс, который монополизирует власть. Он официально делится на «либералов», «консерваторов» и «социал-демократы», которые ожесточенно борются за места в парламентах и в правительстве, но никого внутри себя не допускают. На самом деле это мелькание одних и тех же лиц (в различных комбинациях), которые принимают решения от имени всех граждан. Но, почему у них общество голосует? Здесь и мастерство, политика, риторика, профессионализм избирательных штабов, и до недавнего времени, отсутствие реальной альтернативы, «свежая кровь». Но, как известно, капля камень шахты. Сделали свое дело рост подспудное недовольство тем, что поддерживал порядок, растущее чувство, что тебя используют. Наиболее яркий пример-только что прошедшие выборы президента США. И, судя по всему, это только начало — на очереди Франция, Нидерланды и, возможно, даже Германия.

Кстати, я не очень уверен, что все эти возмущения выгоду от упомянутых выше для западных стран. Если открыть небольшое отверстие в плотине, результат может быть полное разрушение с последующей огромной катастрофы. По, как упоминалось ранее, класс политикой необходимо извлечь уроки из уже состоявшихся внесистемных событий, чтобы не повернуть лодку, на социальное развитие.

И выход здесь один: привлечения граждан к принятию решений всех — крупных и мелких вопросов жизни страны. Децентрализация власти может происходить в нескольких формах: усиление местного самоуправления, делегирование функций управления социального статуса и самоуправляемым организациям, с использованием последних технологий, информации для выявления предпочтений людей. Этот курс поможет вам заснуть неизбежной, технического прогресса, процессов глобализации, страх потери национальной и этнической идентичности.

Если пойти на этот Западный политический класс? Наверное, да, хотя, на самом деле, это радикальное изменение людей и поколений, которые находятся у власти. Будет это, возможно, прежде всего, тем, что, несмотря на очевидные сложности, политические системы в странах ЕС еще не потеряли свой демократический характер, главным признаком которой является смену власти под давлением собственного населения.

«Социальное государство» все намного проще. Как показывает вся мировая история, что невозможно без развитой демократии, которая направляет государственных ресурсов в эти приоритеты. Пушки, танки и ракеты они такие, или в условиях горячей войны, или в авторитарном (тоталитарном) государстве, которое заботится о поиске внутренних и внешних врагов для «консолидации» нации вокруг правящей группы и конкретного несменяемого лидера. Конечно, и здесь является повышение уровня жизни, но, как кажется, меняется на падение в связи с неотвратимыми причинами. Хороший пример Венесуэлы, полностью зависит от цен на нефть.

Но для того, чтобы избавиться от «ресурсов от проклятия быть нормальный инвестиционный климат, гарантии частной собственности, независимого суда, и, конечно, очень конкурентоспособной в политической системе. Все подробности по этому вопросу читайте, переведенной на русский язык книге Дарона Аджемоглу и Джеймс Робинсон о том, почему некоторые страны богаты, а другие.

Конечно, и в развитых странах время от времени случаются экономические кризисы, которые в социальном плане неприятны значительной части общества (рост безработицы, снижение доходов). Но почему даже популисты, как Дональд Трамп или авторы Брекзита, не ставят вопрос об отходе от рыночной экономики, или построения «социализма с человеческим лицом». Даже они понимают, что такого рода эксперименты не будут поддержаны большинством населения, что внутри чувствует себя: это красные флаги, мимо которых началась социальная катастрофа, из которой выход можно только ценой потери десятилетий сытой обывательской жизни.

А теперь давайте посмотрим на Россию. Несмотря на то, что в нашей Конституции «социальное государство» закреплен, как уже состоявшийся факт, с большой долей вероятности предположить: это не более, чем декларация. Реальная ситуация в стране далека от благополучия, в обществе, и что же еще более скукоживается под влиянием экономического кризиса. Ну и норм демократии не ХХІ и даже не ХХ века, мы еще очень далеко…

И в этом месте самое время вспомнить о «гражданском обществе». Это понятие давно стало существительное в безликое, ничего не показывает междометие мировой политики, языка. И потому что гражданское общество-это не призрак, а очень реальным, в институт жизни, не только на Западе, но и в не демократической России. Где его разглядеть?

Во-первых, необходимо отметить, что в некоторых странах гражданского общества, точно нет. Это не много, но это характерно для Северной Кореи и Сомали, Судан, Гаити, Ливии и похоже на то, что называется failed state. В остальном мире, деятельности людей, как граждан, в большей или меньшей степени проявляется в трех формах:

— группы, которые не имеют официальной регистрации, созданные для защиты интересов общества в целом, на микро-уровне (окружающей среды, взаимопомощи в повседневной жизни, образование и т. д.);

— официально зарегистрированных неправительственных организаций, которые занимаются широким спектром деятельности благотворительных организаций защиты прав человека;

— местной администрации, что, в частности, в России, согласно Конституции, не входит в систему органов государственной власти.

И вот тут как раз начинаются различия в комбинации этих трех составляющих гражданского общества, который определяет общий политический ландшафт каждой из стран.

Например, в большинстве демократических стран, как настоящий, и вдруг в будущем функции официального НПО замечательный, но явно не часто. Дело в том, что там, как правило, существует мощное местного самоуправления, что предполагает решение основной массы местных вопросов. Действует и большое количество grass-routes — неформальных групп граждан, которые самоорганизовываются интересов и лишь в редких случаях имеют протестный характер. Для решения вопросов местной жизни, — это, повторяю, муниципалитет и национальным интересам, благотворительность регулируются, зарегистрированные через НПО и выборов.

В слаборазвитых странах, в которых, как правило, имеет авторитарный режим, гражданского общества сосредоточена в нижней части, на микроэкономическом уровне, в форме неформальной самоорганизации людей для решения своих самых насущных бытовых вопросов. По сути, это замена местном самоуправлении, что в такие страны не более чем коррупционная машина. Зарегистрированные НПО, там так называемые GONGO (Government Organized Non-Government Organization), или в переводе на русский, — «организованные правительством неправительственные организации».

Мы в России мы как раз на полпути между более ранних моделей гражданского общества. У нас есть зачатки местного самоуправления — правда, в последние годы, удаленные через его огосударствление. Есть множество более 200 тысяч зарегистрированных НПО, из которых наиболее важная часть может быть отнесена к GONGO, но большинство все еще пытается выжить, независимо от государственного руководства. В отношении более упрямым наша власть использует ярлык «иностранный агент» или/и перерубает возможности независимого финансового пополнения русских источниках. На этом отрицательном фоне некоторый оптимизм, связанный с появлением и активации, особенно в больших городах, неофициальные группы активистов, социальных и государственных интересов, например, при «точечной» застройке территории, уничтожение памятников природного и культурного наследия, «оптимизация» сети школ и центров здоровья.

Ясно, что гражданское общество не может быть прямой, инициатор давно назревших в России перемен. Но его голос, в целом, становится все более тревожной, чрезвычайно важно, и именно сейчас, когда наша власть пытается заглянуть хотя бы на несколько лет. И если мы решимся на реформы, а также профессионализм сотрудников, их успех не возможен без зубастого, ершистого, но неравнодушного к судьбе страны, гражданского общества, которая берет на себя основные функции по формированию демократических институтов и социального государства в России в XXI веке.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.