Eкaтeринa Уцынa
rihardzz / Depositphotos.com
Нaлoгoвoe зaкoнoдaтeльствo устaнaвливaeт в кaчeствe oбъeктa oблoжeния трaнспoртным нaлoгoм те объекты, которые соответствую двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям, а также объект зарегистрирован в установленном порядке согласно российскому законодательству (ст. 358 Налогового кодекса).
Вместе с тем установлено, что основанием для прекращения права собственности на вещь является, в том числе и гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса).
А поскольку налоги должны иметь экономическое обоснование, то по мнению налоговой службы, документированные и не опровергнутые инспекцией сведения, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения. При этом, как поясняет ФНС России, отсутствие объекта будет признано независимо от даты прекращения регистрации такого транспортного средства в уполномоченных регистрирующих органах (письмо ФНС России от 25 октября 2019 г. № БС-4-21/21862@).
Такого же мнения придерживаются и суды (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу № 306-КГ14-5609, апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 февраля 2019 г. по делу № 11а-2531/2019).
Если же транспортное средство было арестовано в рамках исполнительного производства и продается до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем, то как поясняет налоговая служба, новый владелец должен уплачивать налоги.
Ведь, согласно законодательству, обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество (подп. 1 п. 2 ст. 235 ГК РФ). Не смотря на то, что случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором (п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ), соответствующего правила в отношении арестованного транспортного средства не предусмотрено. А значит, именно новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества – объекта права собственности и налогообложения по налогу, включая бремя несения обязательств по уплате налога.
Указанная позиция не противоречит мнениям судов (определение ВС РФ от 12 августа 2019 г. и от 4 октября 2019 г. № 71-КА19-3).