AndreyPopov / Depositphotos.com
Пoмимo грaнтoв, прeдoстaвляeмыx рaзличными oргaнизaциями и физичeскими лицaми, бюджeтныe и aвтoнoмныe учрeждeния имeют вoзмoжнoсть пoлучaть также гранты в форме бюджетных субсидий. Такие субсидии могут предоставляться не только органом-учредителем, но и иными государственными/ муниципальными органами по результатам проводимых ими конкурсов (письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. № 02-05-10/72629).
Поправками, внесенными этим летом в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее –Порядок № 209), уточнено, что помимо субсидий на иные цели по подстатьям 152 и 162 КОСГУ отражаются также гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными/ автономными учреждениями текущего и капитального характера соответственно.
Но если в части КОСГУ есть прямая норма для учета грантов в форме субсидий, то в отношении КФО и АнКВД не все так однозначно.
Рассмотрим, какие моменты следует учитывать при выборе нужного кода:
1. КФО
По КФО 4, 5, 6 учитываются расчеты по субсидиям, полученным на основании соглашений с органом-учредителем, то есть субсидиям, предоставленным в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса.
Но грант в форме субсидии не является субсидией, так как предоставляется по итогам конкурса. Субсидия в данном случае – лишь способ предоставления средств из бюджета. Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели и тогда поступление будет учитываться по КФО 5. В иных случаях грант в форме субсидии может быть отражен только по КФО 2 вне зависимости от того, является ли грантодатель для учреждения органом-учредителем или нет. Гранты в форме субсидий могут поступать учреждению также на лицевой счет 41 «Лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса», в этом случае они также учитываются по КФО 2.
2. АнКВД
В Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (далее – Порядок № 132н) доходы от поступления грантов в форме субсидий прямо не поименованы. С одной стороны, гранты подлежат отражению по АнКВД 150 . С другой стороны, грант выделен в форме субсидии, а целевые субсидии подлежат учету по АнКВД 180.
Ситуацию могли бы прояснить Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных / муниципальных бюджетных и автономных учреждений, публикуемые официальном сайте Федерального казначейства. Но в последней их редакции форматный контроль к годовой Справке по заключению счетов (форма 0503710) еще не приведен в соответствие с положениями Порядка № 132н и Порядка № 209н и остается ориентированным на отчетность за 2018 год, которая, напомним, составлялась в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, прекратившими действие с 2019 года.
А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.