КС РФ отказался рассматривать «антипрививочную» жалобу на широкие полномочия главного санитарного врача

gabyfotoart / Depositphotos.com

Кoнституциoнный Суд РФ oткaзaлся принимaть к рaссмoтрeнию жaлoбу нa ряд пoлoжeний Зaкoнa o сaнитaрнo-эпидeмиoлoгичeскoм благополучии населения, которые дают Роспотребнадзору полномочия принимать нормативные правовые акты о предупреждении распространения туберкулеза, а также разрабатывать правила, нормативы, требования и госстандарты в той же области (Определение Конституционного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 1573-О).

Ранее заявители проиграли судебное дело (в районном суде), в котором пытались:

  • оспорить отказ врача фтизиатра в выдаче заключения об отсутствии туберкулеза у их дочери,
  • обязать фтизиатра выдать такое заключение,
  • обязать детсад заключить с ними договор об образовании их несовершеннолетней дочери,
  • компенсировать моральный ущерб.

Суд отказал в иске полностью, отметив, что требование о допуске в детскую организацию детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на снижение риска раннего распространения туберкулеза и соблюдение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. При этом суд сослался на п. 2 ст. 37, п. 1 ст. 38 и п. 1. ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Именно эти положения и попытались оспорить в КС РФ родители — «антипрививочники». По их мнению, спорные нормы не соответствуют ст. 43 Конституции РФ (о гарантиях общедоступности и бесплатности дошкольного образования) и ст. 55 Конституции РФ (о том, что права и свободы гражданина и человека могут быть ограничены только федеральным законом):

  • они позволяют на уровне подзаконных нормативно-правовых актов издавать санитарные правила,
  • а эти санитарные правила, не будучи федеральным законом, вводят для граждан дополнительные, не предусмотренных законами, обязанности по прохождению медицинских обследований.

Однако КС РФ отказал в принятии заявления:

  • в определении от 23 июня 2016 г. № 1229-О уже было отмечено, что упомянутые положения Закона о санэпидблагополучии населения, а также ст. 4 Закона о предупреждении распространения туберкулеза определяют компетенцию органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности полномочия по установлению обязательных для граждан требований по предупреждению распространения туберкулеза в РФ, и не могут рассматриваться как нарушающие их права;
  • а проверка обоснованности правоприменительных решений, а также санитарно-эпидемиологических правил, в том числе в части требований, предъявляемых для допуска в детскую организацию несовершеннолетних, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.