Milkos / Depositphotos.com
С 26 июля нaчaли дeйствoвaть пoпрaвки, внeсeнныe в Зaкoн o буxучeтe (Фeдeрaльный зaкoн oт 26 июля 2019 № 247-ФЗ). Нeкoтoрыe из них связаны с изменением терминологии:
— вместо понятия «организации государственного сектора» теперь применяется понятие «организации бюджетной сферы»;
— термин «стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора» заменен на «стандарты бухгалтерского учета государственных финансов».
Вместе с тем ряд внесенных поправок существенно влияет на организацию бухгалтерского учета в учреждениях. Определим ключевые изменения:
1. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных и иных документов для ведения бухучета являются обязательными для всех сотрудников организации. Следует учитывать, что данная норма распространяется и на аналогичные требования, предъявляемые иным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в учреждении. Это может быть как руководитель, выполняющий функции главбуха, так и сторонний бухгалтер или организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.
2. Внесение исправлений в отчетность после ее утверждения недопустимо. Новое требование Закона о бухучете согласуется с нормами СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», согласно которым исправления вносятся в бухгалтерский учет датой обнаружения ошибки с проведением ретроспективного пересчета остатков в отчетности.
3. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы должны осуществляться, в том числе с учетом положений бюджетного законодательства. Соответствующая оговорка появилась в ст. 7 Закона о бухучете, определяющей, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Уточним: ориентированы эти изменения на участников бюджетного процесса – ПБС. Дело в том, что согласно БК РФ ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности являются бюджетными процедурами, частью бюджетных полномочий. Но казенное учреждение не наделено бюджетными полномочиями – это компетенция финоргана, соответственно, вопросы, связанные с организацией бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, регулируются бюджетным законодательством. Как было отмечено заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С.В.Сивец на нашем интернет-семинаре, в БК РФ в этой связи также планируется предусмотреть соответствующую норму, закрепляющую полномочия по организационно-техническому регулированию бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности за финорганом, а не за руководителем учреждения-ПБС.
4. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля в учреждении следует устанавливать с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле.
5. Стандарты бухгалтерского учета государственных финансов будут проходить обязательную экспертизу в специальном Совете по стандартам бухучета государственных финансов.