фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Пoявится ли в стрaнe уникaльныx спeциaлистoв, кoтoрыe смoгут зaщитить прeступлeний, и в срeду oт криминaльнoгo влияния, прoблeмa oстaeтся oткрытoй, бoлee тoчныe вaриaнты рeшeния прoблeмы будут прeдстaвлeны нe рaнee 15 фeврaля. Oднaкo, кaк oтмeчaют прaктикующиe пeдaгoги и псиxoлoги, придумaть чтo-тo нoвoe в этoй oблaсти крaйнe слoжнo – вo всякoм случae, бoльшую чaсть прoблeм вoзниклa из нaсилия в сeмьe, и нe дoстaтoчнo социально-воспитательной работы в школах.
Напомним, что сейчас заботится о благополучие и хорошее поведение учеников, уже обративших на себя от тревожных «звоночков», находится в школе психологах, однако этот пост, к сожалению, во многих учреждениях оказывается только формально. Как рассказала «МК» специалиста школьной службы примирения, педагог-психолог Екатерина Донская, выявления симптомов и для предотвращения их развития могут быть на ранней стадии.
– Дети, которые склонны к преступной деятельности, в большинстве случаев, не достаточно реальное внимание к их личности, интерес к их потребностям и потребностей, принятия и тепла. Им Не достаточно того, как от взрослых, так и ровесников. И во многом задача взрослых заметить это, и поговорить с ними человека, чтобы помочь справиться. Соответствующие тренинги, которые должны развиваться на этих молодых людей, чтобы позволить им восстановить чувство собственного достоинства, чувство возможностей для перемен в жизни.
– Что нужно, помимо профессиональной ориентации?
Подростков необходимо информировать о существующих законов о степени их ответственности за преступления и деяния. Также вы должны информировать свои права! Многие из детей, делает преступление, плохо понимают степень своей ответственности. Многие дети совершают преступления, от отчаяния, от плохого обращения с собой и которые поняли, что имеют право и могут обратиться за помощью в рамках закона, а не совершать преступления, чтобы выжить.
— Это связано с ситуацией в семье?
— В значительной степени. Дети из богатых семей, как правило, знают о своих правах, и без проблем жаловаться на родителей даже из-за незначительных недостатков и разовых пропусков. А это дети из неблагополучных и криминализированных семей, как правило, не знают о своих правах, часто вообще не понимают, что с ними обращаются как-то неподобающе и плохо понимают, что в жизни не так, и с этим можно бороться.
— И как вы можете помочь?
— Прежде всего, «трудные» дети не должны оказаться наедине со своими трудностями и проблемами. Они часто используются для других детей сталкиваются с экзистенциальными проблемами, а, следовательно, и с кризисами. И их надо не только воспитывать, они должны действительно быть интересно. Как правило, они имеют какой-то свой морально нравственную систему, при этом часто чувствуют себя плохими и недостойными. Люди, в окружении криминальной среде, имеют представление, что это норма и иначе не может жить. Если это криминальная семья или родители наркоманы или алкоголики, и ребенок на самом деле был покинут, то в большинстве случаев мы не преодолеем влияние его семьи. Если ребенок уже отделился от неблагополучной семьи, но оказался в преступной компании, и там его самых близких людей, которые он воспринимает, как семья, как спасителей, а хорошие, те, кто обратил на это внимание и принял, успеха также не будет. Сделать так, что подросток хотел сменить компанию, да, но для этого он должен появиться на других людей, с которыми он почувствует себя.
Тем не менее, без общей работы семьи, школы и профессиональные психологи не могут сделать. Как пояснил в беседе с корреспондентом «МК» социальный психолог Андрей Пентин, который работает с «трудными учениками», уже много лет, корень проблемы заключается в том, что на Западе называется «социальная работа».
— Я работаю в обычной школе, так и в специализированной, т.это. с этими ребятами, которые уже совершили преступление. Я могу сказать, что не может говорить о каких-то предположений – думаю, уже «злой», и что с него взять! Это все, что связано с социальными, экономическими факторами, с дохода или недостаток возможностей для реализации. Наиболее часто расстройства в подростковом возрасте связаны с неблагоприятной среде, и здесь не нужно искать виновных. Материальные проблемы – один из факторов, сильно влияющий.
— Что могло бы помочь детям?
Большое количество каких-то клубов, кружков в школе, внеклассные формы работы, наличие школы, адекватной социально-педагогической работы психолога. Нужны практики, направленной на то, чтобы подросток становится более устойчивой, лучше, осознавал свою роль и свою идентичность. Здесь не требуется оценки и осуждение, а поддержку, понимание и сотрудничество. А между взрослыми и детьми и детей между собой.
— Это, речь идет о воспитательной функции школы?
— Я бы сказал – социальная функция. Эта работа может включать и, самое главное, чтобы эта работа реализовывалась по человеческим – без директив, без тотального наказания. Нужна практика, понимание, поддержку, диалог. Тогда у подростка не возникнет желания искать поддержки в других местах, в том числе и в чужие компании. И, конечно, нужно, чтобы благосостояние семьи. К сожалению, современный ребенок часто ни в семье, ни в школе не получает необходимое пространство для мышления, происходящего в его жизни, при этом поддержка не означает согласие, понимание, способность понимать подростка. Современной ситуации плохо то, что времени на подростка не хватает ни учителей, ни от родителей. Я бы хотел видеть, по крайней мере один из этих социальных услуг было.
— Если ребенок в первый раз были пойманы «за руку» при противоправном действии, какими должны быть адекватные действия окружающих взрослых?
— Нужен комплекс мер, связанных с социальной работы и социально-педагогической деятельности. Я специально разделяю эти понятия: социальная педагогика – это и есть психологи в наших школах, а вот и социальная работа – то, что активно развивается на Западе, но то, что еще не хватает в нас. В ней нет наказания и вертикальный диалог. Ребенок должен быть в состоянии получить индивидуальные консультации, пройти восстановительную терапию, для разрешения конфликта в трудной ситуации. Важно, чтобы подростки приглашались к ответственности, сами признали вину, а не привлекались к ней.
— Люди старшего поколения, часто винят себя за все проблемы социальные сети – мол, именно там дети и учатся плохо. На ваш взгляд, это здравое зерно?
— Рассуждения изначально неправильно. Социальные сети – это инструмент, они не могут быть хорошими или плохими. Научить плохому могут люди, которые подростки там встречают. Но здесь необходимо задуматься и задать себе вопрос: почему незнакомец в режиме онлайн вызывает у ребенка больший авторитет, чем родители или учителя? Почему он готов следовать непонятным советам знаком? В конце концов оказывается, что эти «плохие люди», это гораздо лучше обучены взаимодействия с детьми, чем мы сами. Вот это уже тревожный звоночек.